Выдающиеся мастера

                               КОНДО КАЦУЮКИ

ГЛАВА ДАЙТО-РЮ АЙКИ ДЗЮДЗЮЦУ (ДЖИУ-ДЖИТСУ)
Кондо Кацуюки родился в Токио в 1945 году. Он начал свое обучение Дайто-рю Айкидзюдзюцу (Джиу-джитсу) у одного из ведущих учеников Сокаку Такеды, Хосоно Цунеджиро. Позже Кондо Кацуюки стал студентом Ёсида Котаро, который был Кёджу Даири у Сокаку Такеды. В 1964 году Кондо создал клуб в технологическом институте Чиба вместе с Ёсида Котаро в качестве его помошника. А в июле 1966 года Кондо Кацуюки стал учеником Токимуне Такеда и с этого момента он стал ездить на Хоккайдо, чтобы напрямую обучаться Джиу-джитсу (Дайто-рю Айки Дзюдзюцу)у Токимуне. Он обучался у Токимуне тридцать два года. Кондо также приглашал Токимуне в Токио.

АЙКИДЗЮДЗЮЦУ
 

Дайто-рю айкидзюдзюцу Штаб-квартира
Shimbukan Додзе
Адрес: 3F, 2-10-15 Хигаси Yotsugi, Токио, 124-0031.
Телефон: 03-3694-4500
Факс: 03-3694-7492


Дайто-рю Айкидзюдзюцу (AIKIJUJUTSU) – одна из древнейших школ Будзюцу, считается, что она была основана в 1087 году Ёшимицу Миномото (Yoshimitsu Minamoto1056-1127). Центральный храм рода Ёсимитсу назывался Дайто – «Великий Восток», в нём и проводились занятия по Айкидзюдзюцу, а так как в Японии было принято по имени того места, где занимались боевыми искусствами называть школу, то само собой сформировалось название Дайторю – «Школа Великого Востока». До Реставрации Мэйдзи искусство меча было более популярно, чем Дзюдзюцу, которое тогда только начинали практиковать. Исключение составляла только ошикиучи (oshikiuchi – о – правильный, шики – этикет, учи – внутри дома) – секретная техника – дворцовое искусство ведения боя в помещении, которая и легла в основу формирования техник Айкидзюдзюцу, дополненная приёмами владения мечом и соответствующей системой передвижений. Умение, пришедшее от работы с мечом, эффективно координировать работу тела, рук и ног, при этом определённым образом манипулировать запястьями и составляет основу техник Дайто-рю. Кроме того, значительное влияние на формирование общей концепции Дайто-рю оказала техника короткого меча (tanto). Атаки должны проводиться мгновенно. Все без исключения техники смертельны. И ни одна не дает противнику ни малейшей лазейки. В Дайто-рю, как только вы взяли контроль над врагом, его надо немедленно прикончить второй или даже третьей техникой. На протяжении столетий рукопашных схваток техника улучшалась и оттачивалась превосходно тренированными воинами. Техники тщательно хранились в тайне вплоть до конца девятнадцатого века, пока мастер Сокаку Такеда не познакомил с ними широкую общественность.

Айкизюдзюцу и сегодня отдаёт предпочтение духовному воспитанию студентов и судит об их прогрессе по изменению характера, уровня преданности, человечности, воле, способствуя, таким образом, процветанию Додзё, прогрессу студентов в освоении основных принципов, повышению уровня личного развития каждого. Всё это позволяет посвящать достойных студентов во внутренние секреты искусства.
Хотя техники могут казаться устарелыми для постороннего наблюдателя, но именно эти техники делают искусство вечным. Принципы никогда не даются студентам в чистой форме. Основной критерий постижения истины – практика. Длительная и кропотливая работа над каждой из техник и приводит вас к желаемому результату. Как во всех истинных будзюцу, в Дайто-рю нет быстрых путей к постижению.
В основе техник Айкидзюдзюцу лежит работа в трех плоскостях, что даёт вам возможность постоянно выводить противника из равновесия. В ходе освоения техники приходит понимание, что учёба кончается лишь со смертью. Только когда ученик приступает к реализации простоты, кажущейся непостижимой, прикладывает все возможные усилия, доказывает свою настойчивость и упорство – только тогда он заслуживает учения и право учить.

 

Эволюция Дайто-рю
Передавая свои знания последователям, Сокаку Такэда обучал их не просто стандартным формам Дайто-рю, но изменял техники и методы согласно возможностям и пожеланиям учеников. Каждое такое изменение легло в основу существующих ныне направлений Дайто-рю.

В настоящее время школа Дайто-рю Айки Дзюдзюцу получила развитие во всем мире. Наиболее весомый вклад в развитие традиции Дайто-рю внесли следующие мастера.

Кодо Хорикава (1894-1980)

Кодо Хорикава начал заниматься Дайто-рю в 1914 году у своего отца Тайсо Хорикава, одного из первых учеников Сокаку Такэда, затем продолжил тренировки у самого О-сэнсэя. В 1931 году Кодо получил ‘Кёдзю дайри’ (сертификат, дающий право преподавания), а полученный им диплом - ‘Хайдэн Оги Мокуроку’ позволил Кодо в 37 лет стать Сиханом в школе Дайто-рю. Всю свою жизнь Кодо прожил на Хоккайдо в районе Китами, где в 1950 году основал школу Кодокай Дайто-рю Айки Дзюдзюцу. В 1974 году он получил от ряда высокопоставленных чиновников Японии титул ‘Эисэй Мэйдзин’ - высшее признание заслуг в будо.

Такума Хиса (1895-1980)

В юности Такума был чемпионом университета по Сумо. Дайто-рю он начал изучать под руководством Морихэя Уэсиба. В 1936 году Такума стал учеником О-сэнсэя Сокаку Такэда, годом позже он получил от него ‘Кёдзю дайри’, а спустя еще два года О-сэнсэй выдал ему диплом ‘Мэнкё кайдэн’. Такума был главным учеником Сокаку в западной Японии. Полагают, что он единственный, кому были переданы техники Дайто-рю как для поединка без оружия, так и с оружием. Такума Хиса многие годы преподавал Дайто-рю в Осаке и ее окрестностях. В 1959 году он организовал клуб Кансай Айкидо, где учил своих последователей объединенной технике учителей Такэда и Уэсиба. В 1975 году им была основана организация Такумакай.

Юкиёси Сагава (1902-1998)

Один из первых учеников Сокаку Такэда. Он начал изучать Дайто-рю в детстве у своего отца Нэнокити Сагава, имевшего ‘Кёдзю дайри’, выданного учителем Сокаку. Юкиёси продолжал изучать Дайто-рю на протяжении многих лет, являясь ассистентом учителя, и в 1932 году также получил ‘Кёдзю дайри’. После смерти учителя Юкиёси Сагава ряд лет возглавлял школу Дайто-рю, пока Токимунэ Такэда не вернулся домой после Второй Мировой войны. Впоследствии он поселился в Кодайра, пригороде Токио и открыл там свой додзё, став основателем школы Сагава-ха Дайто-рю Айкибудзюцу. Юкиёси Сагава широко признан самым выдающимся представителем школы Дайто-рю второй половины двадцатого века.

В 1994 году, спустя год после смерти Сэнсэя Токимунэ Такэда, на встрече представителей основных направлений Дайто-рю, руководителем Хомбу был избран Сэнсэй Кацуюки Кондо.
Кацуюки Кондо

Кацуюки Кондо родился в 1945 г. в Кацусика - пригороде Токио, Дайто-рю начал изучать под руководством ученика Сокаку Такэда - Хозоно Тсунэдзиро. В 1966 г. стал учеником Котаро Ёсида, а спустя три года стал заниматься в додзё Дайтокан при Сэнсэе Токимунэ Такэда. В 1974 г. Кацуюки получает ‘Кёдзю дайри’ и в в 1988 г. - ‘Мэнкё кайдэн’ от Сэнсэя Токимунэ.

В 1995 году Сэнсэй Кондо официально признан хранителем традиции Дайто-рю Айки Дзюдзюцу.

Несмотря на различия в названиях техник и специфике их выполнения в современных школах, созданных учениками Сокаку Такэда - все они являются наследием почти тысячелетней истории и должны существовать во взаимном уважении.
Встреча Морихея Уесибы (основателя Айкидо) с Сокаку Такеда в Дайто-Рю была определяющей и открыла ему новый взгляд на Будо. Морихей Уесиба постигал различные тайные знания традиционных японских школ, но именно Айкидзюдзюцу послужило основой для создания нового искусства мира Морихея Уесибы, соответствующего современной эпохе - Айкидо, с которым он вышел за пределы будзюцу, устранил противопоставление сильного слабому, открыв дорогу развитию личности ежедневной и постоянной шлифовкой ума и тела.

Айкидзюдзюцу и сегодня отдаёт предпочтение духовному воспитанию учеников и судит об их развитии по изменению характера, уровня преданности, человечности, порядочности, справедливости, воли, способствуя, таким образом, их прогрессу в освоении основных принципов, повышению уровня личного развития каждого. Всё это позволяет посвящать достойных учеников во внутренние секреты искусства.

Хотя техники Дайто рю могут показаться устаревшими для постороннего наблюдателя, но именно эти техники делают искусство вечным. Изучение техник Айкидзюдзюцу способствует лучшему пониманию техник Айкидо. Принципы никогда не даются ученикам в чистой форме. Основной критерий постижения истины – практика. Длительная и кропотливая работа над каждой из техник и приводит к желаемому результату. Как во всех истинных будзюцу, в Дайто-рю нет быстрых путей к постижению.

В ходе освоения техники приходит понимание, что учёба заканчивается лишь со смертью. Только когда ученик приступает к реализации простоты, кажущейся непостижимой, прикладывает все возможные усилия, доказывает свою настойчивость и упорство – только тогда он заслуживает учения и право учить.