Принципы Айкидо , сформулированные позже
Годзо Сиодой:


1.Сила центральной линии (сохраняйте центральную линию прямой).
2.Сфокусированная сила (сила развиваемая объединением всего тела).
3.Сила дыхания (сведение вместе восприимчивости, дыхания и ритма в сфокусированную силу).
4.Ки («Ки» - владение равновесием).
5.Вхождение (движение тела, которое позволяет вам войти сферу вашего укэ).
6.Поворот (охватите движение укэ своим собственным круговым движением).
7.Рассредоточение тела партнёра (заставляя укэ чрезмерно расширять свою энергию, вы тем самым делаете его бессильным).
8.Тайминг (умение выбрать нужный момент для реагирования).
9.Использование энергии партнёра (уловите тайминг направленной на вас энергии).
10.Контроль коленей укэ (направляйте свою энергию в слабые места).
11.Удары (момент контакта становится ударом).

Как видно из вышесказанного, Морихей Уэсиба в конце своего пути, делал акцент на филосовско-религиозное понимание своего учения. А Годзо Сиода рассматривал именно практические принципы техники в их довоенном и достаточно жестком варианте.
Подобными различиями и обусловлен тот факт, что на сегодняшний день в рамках Айкидо сосуществуют стили Есинкан, Ивама-рю, Есейкан, Айкикай, ССТ, Ки-Айкидо и многие другие.
Соответственно, для того, чтобы оценивать эффективность Айкидо, будет более корректным рассматривать его конкретные направления, различия между которыми в методиках подготовки являются весьма существенными, несмотря даже на то, что общие принципы Айкидо по своей сути всегда остаются неизменными.
Ударная техника в Айкидо, каким его создавал М.Уэсиба несомненно есть. Вот что рассказывал в одном из своих интервью основатель Есинкан Айкидо Г.Сиода:

«Где-то в 1941 году сенсей Уесиба провел специальную демонстрацию в Сайнейкан додзё в Императорском Дворце.....
......Когда Такесита занимал пост Главного Управляющего, Император велел ему устроить демонстрацию приемов Айкидо. Такесита обратился к Уесибе, на что получил ответ:
- Я не могу показать Императору фальшивые приемы. Один из принципов Айкидо заключается в том, что противник должен быть повержен единственным ударом. Это лишь ложь, когда противник падает, лениво поднимается и снова атакует. С другой стороны, я же не могу калечить своих учеников.
Таким был его отказ от приглашения. Но, получив такой ответ, Император сказал:
- Мне все равно, что это фальшивые приемы. Покажите мне ложь!
В роли укэ были я и Тсутому Юкава.....»

Другой вопрос, в каком виде ударная техника представлена в том или ином стиле и даже конкретно взятой школе в наши дни. Сегодня определяющим является то, как именно сэнсэй учит своих учеников, что он лично хочет в них вложить и как сам понимает то искусство, которое практикует. Немаловажным является и то, какие цели преследует человек, приходящий заниматься в додзё Айкидо. В любых БИ, особенно имеющих солидную историю, учитель всегда имел право решающего голоса, т.е. он вправе отказать любому человеку в обучении без объяснения причин, особенно если цели, преследуемые этим человеком, не соответствуют принципам искусства, которое он хочет изучать. Этот же подход в отношении Айкидо является особенно справедливым и оправданным. В айки-додзё не место тем, кто пришел учиться драться. Айкидо ни в коем случае не искусство драки, а весьма глубокое по наполнению и сложное боевое искусство, изучая которое достигаются совсем иные цели. Для любителей подраться и тут же практически доказать свое превосходство, измолотив соперника, имеется множество доступных вариантов для самовыражения. Это бокс, полноконтактное каратэ, рукопашный бой и другие виды, предусматривающие соревновательную составляющую.
Да, в ряде стилей современного айкидо ударная техника как самостоятельный раздел методики обучения утратила свой первоначальный смысл, однако и здесь имеется свое «но». Во-первых, такая картина не является специфичной для всех без исключения айки-додзё. Во-вторых, ударная техника в виде атэми изначально заложена непосредственно в сами техники (приёмы) и часто является скрытой, проявляя свою эффективность в динамике, при сочетании таких факторов, как тайминг, камаэ и ирими. Тем не менее, во многих школах Айкидо ударные техники и в обычном виде активно практикуются, прежде всего, чтобы обеспечить реальность атаки и подготовить вас к тому, что противник должен и будет бить.
Говоря о неэффективности айкидо в реальных поединках, хоть и за скобками, подразумевается ситуация, когда айкидока выходит на ринг (татами), становится в стойку и начинает драться с представителем, как правило, ударного стиля, который готов к атаке и к тому, что против него будет попытка применить какие-то техники. Говоря об этом или подразумевая это, многие занимаются обычной профанацией, т.к. Айкидо в принципе самодостаточно и не нуждается в рекламе посредством соревнований, спаррингов и сравнений с другими видами БИ и спортивных единоборств, т.к. имеет совершенно иное предназначение.
В ситуации с уличной дракой, при отсутствии каких-либо правил, на первое место помимо ситуативности вообще выходят такие моменты, как индивидуальное мастерство, реакция и самоконтроль конкретного человека, вне зависимости от того чем он занимается. И поверьте, если Вы не мэйдзин (великий воин), то захотят зарезать – зарежут. Если очень захотят избить – тоже найдутся способы (не один так 20 человек справятся). Те кто заявляет, что хорошо знакомы с айкидо и бьют айкидзинов пачками, т.к. последние не способны нормально защититься, совершенно далеки от реальности. Все «критики» и «специалисты» в такой момент забывают, что опять же берут за основу рассмотрения соревновательную, а не абсолютную реальную прикладную модель ситуации. Причем и по соревновательному поединку с конкретным человеком нельзя судить об эффективности целого БИ.
Результат уличной драки между представителями различных стилей вообще невозможно предсказать, т.к. одинаковых ситуаций просто не бывает. Абсолютно все зависит от человека. Ведь может возникнуть ситуация (и такие реальные примеры есть), когда человек прозанимавшись айкидо всего несколько месяцев, на улице исполняет сихонаге как умеет и противник больше не встает. Есть и обратные варианты – человек был великолепен на татами, то есть был хорошо готов технически, однако на улице ничего сделать не смог, т.к. изначально был психологически побежден еще до начала драки. Это говорит о том, что штамповать любое БИ как неэффективное или небоеспособное в принципе некорректно.
Канчо К.Иноуэ говорил: «….Айкидо – не спорт. Невозможно заниматься айкидо как спортом. Нельзя устраивать соревнования, потому что тогда придется придумать правила! Где-то нельзя бить кулаком, где-то нельзя применять удар ногой, но в айкидо разрешено всё! В айкидо нет правил! Айкидо очень травматично. И потом, соревнования порождают дух соперничества, что противоречит духу айкидо. Айкидо – это путь к гармонии, а не к соперничеству….».